Статьи

Изменения в законодательстве: новые правила ипотеки, налоговые льготы и усиление ответственности за неуведомление о начале деятельности

1) Минфин изменит правила получения "Семейной ипотеки", чтобы исключить лимиты

Минфин России в рамках поручения президента РФ Владимира Путина, которое было сделано на совмещенной прямой линии и пресс-конференции, изменит правила "Семейной ипотеки", чтобы убрать из программы механизм лимитов.

"С учетом поручения президента РФ по итогам прямой линии, Минфин России подготовит изменения в правила "Семейной ипотеки", чтобы исключить из программы механизм лимитов. При этом в декабре вопрос с преждевременным исчерпанием лимитов в отдельных банках уже решен", – сообщается на сайте министерства.

Минфин также указал, что сейчас все банки выдают кредиты в рамках общего объема средств по программе, выдача ни в одном из банков не приостанавливается.

Ранее президент РФ Путин назвал безобразием политику банков, которые постоянно меняют условия выдачи семейной ипотеки, из-за чего молодые семьи не могут воспользоваться этой льготой. Глава государства заверил, что никаких лимитов по программе не будет.

2) Минфин выпустил рекомендации по аудиту бухгалтерской отчётности за 2024 год

Добавлены разделы "Полномочия проводить аудит отчётности общественно значимых организаций", "Заявления и разъяснения аудируемого лица", изменены акценты в некоторых других разделах.

Минфин опубликовал новые рекомендации для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудиторов по проведению аудита годовой бухгалтерской отчётности. Методичка в этот раз касается отчётности за 2024 год.

В разделе "Влияние ситуации" в принципе ничего не поменялось относительно прошлогодних рекомендаций. Добавлен раздел "Полномочия проводить аудит отчётности общественно значимых организаций". Здесь Минфин напоминает, что аудит отчётности ОЗО за 2024 год вправе проводить только аудиторские организации, сведения о которых внесены казначейством в реестр. Если же речь идёт об ОЗО на финансовом рынке, то такой аудит могут проводить только аудиторские организации, сведения о которых внесены в другой реестр Банком России. Минфин также напомнил, что аудируемые лица вправе требовать и получать от аудиторской организации сведения о внесении её в реестры.

Раздел, посвящённый системе управления качеством в аудиторской организации, в этот раз заточен не на вопросы создания, функционирования и так далее этой системы, а на вопросы её оценки.

Добавлен ещё один новый раздел "Заявления и разъяснения аудируемого лица". В соответствии с МСА 580 аудитор должен запросить руководства письменные заявления, подтверждающие, что руководство:

выполнило свои обязанности по подготовке бухгалтерской отчётности в соответствии с применимой концепцией;

представило аудитору всю необходимую информацию и доступ к ресурсам, как того требует условия аудиторского задания, а также о том, что все операции были отражены в учете и представлены в бухгалтерской отчётности.

Иные МСА также содержат требования о получении письменных заявлений от руководства аудируемого лица. В частности, например, о подтверждении ответственности за разработку и функционирование системы внутреннего контроля, о том, считает ли руководство воздействие неисправленных искажений несущественным, о раскрытии претензий и судебных разбирательств аудитору, другие. В случае непредставления разъяснений аудитор должен обсудить этот вопрос руководством аудируемого лица, переоценить его добросовестность, принять меры, в том числе, определить возможное влияние на мнение в АЗ.

В рекомендациях также изменился раздел, посвящённый антиотмывочному законодательству. В этот раз акцент сделан на права и обязанности аудиторской организации или индивидуального аудитора. В том числе, Минфин напоминает, что при оказании аудиторских услуг аудиторы обязаны идентифицировать клиента, выгодоприобретателя и так далее, оценить риск совершения подозрительных операций, принять меры по снижению этого риска, делиться информацией по запросу с Росфинмониторингом, создать систему внутреннего контроля, фиксировать и хранить сведения, в определённых ситуациях должен отказать клиенту в приёме на обслуживание и так далее.

Рекомендации приложены к письму от 18 декабря 2024 года № 07-04-09/128024.

3) ФНС напоминает, какие льготы по налогу на имущество организаций будут действовать с 2025 года

Действие некоторых льгот продлено, некоторых - стало бессрочным. Введены также новые льготы,

С 2025 года начнут действовать новые льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренные федеральными законами, принятыми в текущем году, напомнила ФНС.

Возможность определения законами субъектов РФ льготных ставок по налогу, не превышающих 1,6%, в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, теперь имеет бессрочный характер (закон 259-ФЗ). Ранее такая возможность была установлена до 2026 года.

С 2025 года от уплаты налога освобождены организации, основным видом деятельности которых является производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, в отношении имущества, входящего в состав солнечных электростанций (закон от 29.10.2024 № 362-ФЗ).

До 2030 года продлено действие пункта 6 статьи 376 НК, согласно которому налоговая база, определяемая как среднегодовая стоимость имущества, уменьшается на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях РФ, а также портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов

От уплаты налога с 2025 года освобождены (закон от 29.11.2024 № 416-ФЗ):

организация по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью,

системообразующие территориальные сетевые организации,

территориальные сетевые организации,

иные собственники объектов электросетевого хозяйства, переданных во владение и в пользование системообразующим территориальным сетевым организациям в соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 46.4 закона «Об электроэнергетике».

Льгота применяется в отношении линий электропередачи, трансформаторных и иных подстанций, распределительных пунктов классом напряжения до 35 киловольт включительно, а также кабельных линий электропередачи и оборудования, предназначенного для обеспечения электрических связей и передачи электроэнергии, вне зависимости от класса их напряжения.

Приказ ФНС от 03.12.2024 № ЕД-7-21/1094@, устанавливающий коды льгот для их применения при заполнении декларации по налогу на имущество организаций, передан на регистрацию в Минюст.

4) Принят закон о повышении штрафов за неуведомление надзорного органа о начале деятельности

Эти штрафы повысят более чем вдвое - законопроект прошёл третье чтение в Госдуме.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект об усилении ответственности для предпринимателей, не сообщивших о начале ведения определенных видов деятельности (676837-8). В настоящее время статья 19.7.5-1 КоАП устанавливает ответственность, в частности, за непредставление юрлицом или ИП уведомления о начале ведения предпринимательской деятельности, если такое уведомление обязательно. Штраф для должностных лиц составляет 3-5 тысяч рублей, для юрлиц – 10-20 тысяч рублей. Подавать такие уведомления необходимо в контрольно-надзорные органы, занимающиеся соответствующей сферой деятельности.

Планируется поднять эти штрафы до пределов 7-12 и 24-48 тысяч рублей соответственно. Состав этого нарушения дополнят – туда войдет также ведение деятельности без уведомления. До таких же пределов увеличат и штрафы по части 2 названной статьи – за подачу уведомления о начале предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения. К тому же, эти же штрафы (по части 2) распространят на случай, когда не сообщено об изменениях, которые должны быть внесены в такие уведомления.

И, наконец, введут штраф за любые повторные нарушения по этой статье: для должностных лиц – 15-25 тысяч рублей, для юрлиц – 50-60 тысяч рублей. Кроме того, законопроект увеличивает срок давности привлечения к ответственности за указанные нарушения с трех месяцев до полугода.

Для чего нужно упомянутое уведомление, ранее разъяснял председатель Госдумы Вячеслав Володин: «Этим летом была зафиксирована крупнейшая за последние годы вспышка ботулизма в России: в результате массового отравления едой из сервисов доставки пострадали несколько сотен человек по всей стране. Как стало известно, хозяйствующие субъекты, нарушения на объектах которых послужили причиной отравления, не подавали уведомления о начале своей предпринимательской деятельности в Роспотребнадзор, как это обязан сделать любой продавец, особенно если его товары имеют непосредственное отношение к жизни и здоровью людей — как, например, продукты питания. Зачастую таким образом недобросовестные предприниматели пытаются уклониться от дополнительных проверок своих товаров, условий производства. Это недопустимо: ценой могут стать жизнь и здоровье людей».

5) Появился формат представления акта рекламации (претензии), принимаемый налоговиками

Использовать такой формат можно будет с 12 января 2025 года.

ФНС утвердила электронный формат представления акта рекламации (претензии).

Такой акт включает:

файл обмена информации отправителя, состоящий из сведений акта рекламации (претензии) к его получателю, который подписывается электронной подписью ответственного лица, либо уполномоченным им лицом;

файл обмена информации получателя, состоящий из результата рассмотрения требований отправителя, который подписывается электронной подписью ответственного лица, либо уполномоченным им лицом (при наличии).

Применять такой формат можно будет с 12 января (приказ от 11.11.2024 N ЕД-7-26/1016@).
Новости законодательства