Статьи

Изменения законодательства, которые одобрил Совфед в декабре 2024 года

1) Изменения в части проведения надзорных проверок и других мероприятий одобрены Совфедом

Выездное обследование в сфере ККТ сможет незамедлительно приводить к контрольной закупке, а та, в свою очередь - к выездной или документарной проверке. Меняются общие подходы к частоте проверок в зависимости от уровня риска. Обязательные профилактические визиты будут похожи на проверки. Можно будет отказывать в доступе инспектору без штрих-кода.

Сенаторы поддержали закон, меняющий в ряде случаев подходы к госконтролю и надзору, корректирующий ряд норм соответствующего закона 248-ФЗ (630715-8).

Визит визиту рознь

Отделяется понятие профилактического визита от обязательного профилактического визита, в частности, второму будет посвящена отдельная статья. В ходе обязательного визита инспектор сможет проводить осмотр, истребование необходимых документов, отбор проб, образцов, инструментальное обследование, испытание, экспертизу. По итогам такого визита может быть составлен акт. Если выявленные нарушения не устранены до окончания такого визита (который может длиться до 10 рабочих дней), то лицу будет выдано предписание об устранении выявленных нарушений. Срок проведения такого визита сможет продлеваться на время, необходимое для испытаний и экспертизы. Также в отдельной статье прописываются правила проведения профилактического визита по инициативе контролируемого лица.

Предусматривается, что обязательный профилактический визит может быть проведён вместо планового контрольного мероприятия (то есть, проверки). Кроме того, по итогам такого визита субъекту сможет присваиваться публичная оценка уровня соблюдения обязательных требований.

Риск и проверки

Устанавливаются дополнительные факторы, которые будут влиять на оценку риска, в том числе – отсутствие нарушений, выявленных по результатам обязательных профилактических визитов или контрольных мероприятий в течение определенного периода.

В настоящее время сбор, обработка, анализ и учёт сведений об объектах контроля в целях определения категории риска производятся без взаимодействия с контролируемыми лицами. Здесь предлагается установить исключение – сбор, обработка, анализ и учёт информации может быть произведён также в рамках обязательного профилактического визита.

Принятый закон также меняет подход к частоте проверок в зависимости от уровня риска. В частности, для высокого риска сейчас возможно проведение одного контрольного мероприятия 4 года, а максимальная частота – один раз в два года. Последнее останется и будет не максимальным, а единственным показателем: новым законом устанавливается одно плановое контрольное мероприятие в два года либо один профилактический визит в год.

Сейчас установлено, что при среднем и умеренном риске возможно не менее одной проверки в 6 лет и не более одной в три года. Плановые же проверки для низкого риска не проводятся вообще. В новом законе оговаривается, что периодичность плановых проверок для каждой категории риска может быть установлена положением о конкретном виде контроля. Сам закон эти нормы упраздняет. При этом дДля значительного, среднего или умеренного риска периодичность проведения обязательных профилактических визитов, в том числе, по отдельным видам контроля будет устанавливаться правительством РФ.

Право знать и право отказать

Контролируемые лица получат право отказать инспектору в доступе на объекты контроля, если на его документах нет двухмерного штрих-кода, посредством которого можно перейти на страницу единого реестра контрольных мероприятий.

Устанавливается право контролируемых лиц на досудебное обжалование решений об отнесении объектов контроля к определённой категории риска, а также итогов обязательных профилактических визитов и решений об их проведении.

В настоящее время законом о госконтроле и надзоре, среди прочего, установлено, что в ходе такого контроля не допускается необоснованное принятие решений или совершение необоснованных действий со стороны контрольных (надзорных) органов. Эту мысль дополнят запретом на выдачу необоснованных предписаний об устранении нарушений.

Дополнится список информационных систем, создаваемых и используемых в целях информационного обеспечения госконтроля. Туда добавится информсистема производств по делам об административных нарушениях, а также мобильное приложение "Инспектор". Пропишут положение об автоматическом взаимодействии соответствующих информационных систем.

Всегда в тонусе

Будет установлено, что контрольная закупка в контроля за применением ККТ может незамедлительно привести к проведению документарной или выездной проверки. Кроме того, в рамках контроля за применением ККТ незамедлительное проведение контрольной закупки может начаться сразу после выездного обследования, в ходе которого выявлены признаки нарушений. То же самое будет возможно в случае намёков на нарушения, связанные с маркировкой средствами идентификации.

Вносится также ряд иных изменений в положения закона о госконтроле, муниципальном контроле (надзоре).

2) Статистика будет "рулить" актуальными ОКВЭДами фирм и ИП в целях ЕГРЮЛ, ЕГРИП и страховых тарифов

Закон одобрен Советом Федерации.

Совфед одобрил закон, который ранее на стадии проекта был посвящен отмене ежегодного подтверждения основных ОКВЭДов (406676-8). Закон этот принимался со скрипом – в январе этого года законопроект впервые прошел второе чтение, но недавно был изменен и возвращен к этой процедуре ещё раз. Теперь главными новациями стали двойное указание кодов ОКВЭД в реестрах ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также – участие органов статистики в формировании кодов, указываемых в реестрах.

Тариф – только по официальным ОКВЭДам

Меняется формат взаимодействия с соцфондом – до сих пор страхователи подавали до 15 апреля сведения о своём основном виде деятельности. На основании этих сведений фонд назначал класс профессионального риска и, соответственно, страховой тариф.

Теперь же фонд будет брать сведения об основном виде деятельности из реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП по состоянию на 15 апреля, проводить проверки в отношении соответствия сведений об основном виде деятельности (пока что проверяется правильность подтверждения страхователями основного вида деятельности). Проверяться правильность видов деятельности будет в рамках камеральных и выездных проверок. Результат такой проверки в отношении ОКВЭДа будет поступать в орган статистики. При этом фонд будет определять также доли, относящиеся к тому или иному виду деятельности, и сведения передавать будет вместе с информацией о таких долях. Ранее законопроект предусматривал, что эти сведения фонд должен подавать в налоговый (регистрирующий) орган.

Больше ОКВЭДов

Согласно поправкам, которые вносятся в закон о госрегистрации юрлиц и ИП, в реестрах будут упоминаться две группы ОКВЭДов. Первая – это коды заявительного типа (по сути, это те, которые вписаны в реестры сейчас), и при этом уточняется, что должно быть указано не менее четырёх цифровых знаков кода. Кроме того, в реестрах будут указываться также коды основного и дополнительного видов деятельности отчётного типа с указанием также не менее четырёх знаков, а также – упомянутых выше процентных долей. Эти сведения в регистрирующий орган будут поступать, соответственно, из органов статистики.

ОКВЭД заявительного типа будет указывать сам страхователь, то есть, организация или ИП. При этом субъект будет иметь право основной ОКВЭД подкорректировать лишь до того, как будут внесены сведения отчётного типа. Коды заявительного типа в отношении дополнительных видов деятельности могут быть изменены самим юрлицом или ИП в любой период времени.

Устанавливается, что сведения о процентных долях тех или иных видов экономической деятельности конкретной фирмы или ИП не будут выдаваться кому попало – такие данные могут быть предоставлены исключительно госорганам, судам, внебюджетным фондам и директору самой организации либо самому индивидуальному предпринимателю.

Статистика всё соберёт

Также будет установлено, что организации будут обязаны не позднее 1 апреля 2027 года подать в статистику первичные данные, необходимые для формирования отчётных ОКВЭДов. Для ИП такая обязанность устанавливается со сроком реализации не позднее 1 апреля 2028 года. Вводится также порядок представления в статистику первичных данных вновь зарегистрированными организациями и ИП. Если они созданы в период с 1 января по 30 ноября, то должны будут подавать эти сведения до 1 апреля следующего года. Если регистрация произошла в конце года, то есть в декабре, то данные сведения должны быть поданы не позднее 1 апреля второго календарного года, следующего за годом госрегистрации

Также вводится обязанность юрлиц и ИП не реже одного раза в год самостоятельно проверять сведения о своих ОКВЭДах отчётного типа. Это будет касаться юрлиц и ИП, которые не попали в очередном календарном году в перечень респондентов, определённый статистикой. В случае изменения основного вида деятельности или процентных долей более чем на 20% хотя бы по одному коду, указанному в реестре, такие субъекты должны будут не позднее 1 апреля подавать обновленные данные в статистику. Также это предстоит делать, если с момента последнего представления отчётных данных прошло 5 лет. Юрлица должны будут самостоятельно проверять ОКВЭДы отчётного типа с 2027 года, ИП – начиная с 2028 года

В целом предполагается, что закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.

3) Дополнены форматы фискальных документов - в реквизитах появятся новые ставки НДС 5% и 7%

Изменения вступят в силу с 1 января 2025 года. При УСН и доходах от 60 млн надо будет в конце года срочно обновить ПО в кассовых аппаратах, дождавшись еще и доработки программного обеспечения ККТ.

ФНС внесла поправки в допреквизиты фискальных документов, утвержденные приказом ЕД-7-20/662@.

В общем перечне реквизитов ФД появятся строки:

1115 суммы НДС чека. Это сведения о суммах НДС по кассовому чеку (БСО), включающие в себя все реквизиты "сумма НДС чека" (тег 1119);

1119 сумма НДС чека. Это сведения о сумме НДС по кассовому чеку (БСО) по ставке НДС, указанной в этом реквизите;

1120 сумма НДС. Описание – значение суммы НДС реквизита "сумма НДС чека" (тег 1119).

Таблицу 8 "Значения реквизита "ставка НДС" (тег 1199)" дополнят ставками НДС 5%, 7%, расчетными 5/105 и 7/107.

Будет указано, что реквизиты "ставка НДС" (тег 1199) и "сумма НДС" (тег 1120) включаются в печатную форму кассового чека (БСО) в случаях расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями и могут не включаться в печатную форму кассового чека (БСО) в иных случаях. Изменения вступят в силу с 1 января 2025 года (приказ от 15.11.2024 N ЕД-7-20/1038@).

При УСН и доходах от 60 млн надо будет в конце года срочно обновить ПО в кассовых аппаратах. При этом нужно дождаться не только этого приказа, но и доработки программного обеспечения ККТ ее изготовителем (подробнее).

Напомним, законом 176-ФЗ, который был подписан этим летом, среди прочего, с 2025 года введен НДС при УСН (подробнее). При доходах до 60 млн рублей в год будет действовать освобождение от НДС при УСН. Льготная ставка НДС 5% будет применяться при УСН при доходах за предшествующий год до 250 млн рублей, 7% – до 450 млн рублей в год. При этом плательщики НДС при УСН не будут иметь права на вычеты входящего налога. Но у таких налогоплательщиков есть выбор: можно перейти на ставки НДС 20% (10%) и иметь право на вычеты. Об этом и не только ФНС говорила в своей недавней методичке.

4) Минфин выпустил рекомендации по аудиту бухгалтерской отчётности за 2024 год

Добавлены разделы "Полномочия проводить аудит отчётности общественно значимых организаций", "Заявления и разъяснения аудируемого лица", изменены акценты в некоторых других разделах.

Минфин опубликовал новые рекомендации для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, аудиторов по проведению аудита годовой бухгалтерской отчётности. Методичка в этот раз касается отчётности за 2024 год.

В разделе "Влияние ситуации" в принципе ничего не поменялось относительно прошлогодних рекомендаций. Добавлен раздел "Полномочия проводить аудит отчётности общественно значимых организаций". Здесь Минфин напоминает, что аудит отчётности ОЗО за 2024 год вправе проводить только аудиторские организации, сведения о которых внесены казначейством в реестр. Если же речь идёт об ОЗО на финансовом рынке, то такой аудит могут проводить только аудиторские организации, сведения о которых внесены в другой реестр Банком России. Минфин также напомнил, что аудируемые лица вправе требовать и получать от аудиторской организации сведения о внесении её в реестры.

Раздел, посвящённый системе управления качеством в аудиторской организации, в этот раз заточен не на вопросы создания, функционирования и так далее этой системы, а на вопросы её оценки.

Добавлен ещё один новый раздел "Заявления и разъяснения аудируемого лица". В соответствии с МСА 580 аудитор должен запросить руководства письменные заявления, подтверждающие, что руководство:

выполнило свои обязанности по подготовке бухгалтерской отчётности в соответствии с применимой концепцией;

представило аудитору всю необходимую информацию и доступ к ресурсам, как того требует условия аудиторского задания, а также о том, что все операции были отражены в учете и представлены в бухгалтерской отчётности.

Иные МСА также содержат требования о получении письменных заявлений от руководства аудируемого лица. В частности, например, о подтверждении ответственности за разработку и функционирование системы внутреннего контроля, о том, считает ли руководство воздействие неисправленных искажений несущественным, о раскрытии претензий и судебных разбирательств аудитору, другие. В случае непредставления разъяснений аудитор должен обсудить этот вопрос руководством аудируемого лица, переоценить его добросовестность, принять меры, в том числе, определить возможное влияние на мнение в АЗ.

В рекомендациях также изменился раздел, посвящённый антиотмывочному законодательству. В этот раз акцент сделан на права и обязанности аудиторской организации или индивидуального аудитора. В том числе, Минфин напоминает, что при оказании аудиторских услуг аудиторы обязаны идентифицировать клиента, выгодоприобретателя и так далее, оценить риск совершения подозрительных операций, принять меры по снижению этого риска, делиться информацией по запросу с Росфинмониторингом, создать систему внутреннего контроля, фиксировать и хранить сведения, в определённых ситуациях должен отказать клиенту в приёме на обслуживание и так далее.

Рекомендации приложены к письму от 18 декабря 2024 года № 07-04-09/128024.

5) Размещение консолидированной отчетности в ГИР БО одобрено Советом Федерации

Обязанность передавать такую отчетность в налоговую возлагается на аудиторов.

Совфед поддержал закон, согласно которому аудиторские организации и индивидуальные аудиторы, которые проверили консолидированную отчётность, будут обязаны сдать в налоговую аудиторское заключение (по результатам проверки годовой отчётности) или иной документ (по результатам проверки промежуточной). Всё это будет размещаться в ГИР БО (765582-8). Поправки вносятся в законы об аудиторской деятельности и о бухучёте.

Такая передача АЗ (документа) не потребует предварительного согласия аудируемого лица или лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг. Также будет указано, что это не является нарушением аудиторской тайны. Вместе с тем, аудитор должен будет проинформировать клиента о передаче названных документов в налоговую. Порядок доступа к этим документам, размещенным в ГИР БО, утвердит правительство.

Подавать эти документы надо будет в течение 10 рабочих дней или – в течение этого же срока, но не ранее даты раскрытия, если аудируемое лицо обязано раскрывать свою консолидированную отчетность. Это не надо будет делать только в том случае, если отчётность не подлежит раскрытию в отношении сведений, составляющих гостайну.

При этом власти подразумевают размещение в ГИР БО самой консолидированной отчетности, прошедшей аудит, несмотря на то, что в тексте принятого закона говорится лишь об аудиторских заключениях по такой отчетности. Думский комитет разъяснил, что отчетность будет сдаваться вместе с аудиторским заключением в качестве приложения к нему. Кроме того, вместе с АЗ надо будет подавать также уведомление, в котором, в том числе, будут указаны контрольные показатели отчетности по МСФО.

Также вводится обязанность клиента информировать аудиторов о том, что консолидированная отчётность не подлежит раскрытию или содержит не подлежащие раскрытию сведения. Новые нормы коснутся консолидированной отчётности за 2025 год и промежуточной – за 2026 год.

6) Совфед одобрил повышение ряда штрафов за нарушения ПДД в полтора раза с 1 января 2025 года

Неиспользование ремней безопасности будет стоить 1500 рублей вместо 1 тысячи рублей, пьянка - 45 тысяч вместо 30. Штрафы за превышение скорости и другие также повысят в полтора раза.

Сенаторы одобрили закон со множеством поправок в главу КоАП, посвящённую нарушениям в области дорожного движения (728324-8).

В настоящее время за неиспользование ремней безопасности установлен штраф 1 тысяча рублей. Согласно новому закону будет 1500 рублей. За пьяное вождение ныне действующий штраф в размере 30 тысяч повысят до 45 тысяч. Штрафы за превышение скорости также повысят в полтора раза. Вместо нынешних 500 рублей за превышение от 20 км/ч (но не более 40) повысят до 750 рублей. И так далее, а превышение на величину более 80 км/ч, которое сейчас обходится в 5 тысяч, будет стоить 7500. Проезд на запрещающий сигнал обойдётся в 1500 рублей вместо одной тысячи, как сейчас, а повторный такой проезд – в 7500.

Также в полтора раза повышаются штрафы за:

нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части, встречного разъезда или обгона;

несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой. Кроме того, вводится наказание за повторное игнорирование знаков, запрещающих движение грузовых транспортных средств;

непредоставление преимущества маршрутному транспортному средству либо транспорту со спецсигналами;

нарушение правил движения тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства;

нарушение ПДД, повлекшее лёгкий вред здоровью потерпевшего;

невыполнение водителем требования об освидетельствовании на состояние опьянения. Теперь штраф составит 45 тысяч рублей.

Штраф за отсутствие ОСАГО в целом останется прежним (800 рублей), но при этом введут штраф за повторное такое нарушение – от 3 до 5 тысяч. Штраф за просрочку ОСАГО либо управление другими лицами, не указанными в полисе, по-прежнему составит 500 рублей, и без его увеличения за повторность.

Все упомянутые новшества должны вступить в силу уже с 1 января 2025 года.

7) ЦБ сохранил ключевую ставку на уровне 21% годовых

Совет директоров Банка России 20 декабря 2024 года принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 21,00% годовых, сообщает пресс-служба ЦБ РФ. Произошло более существенное ужесточение денежно-кредитных условий, чем предполагало октябрьское решение по ключевой ставке. Этому способствовали автономные от денежно-кредитной политики факторы. По оценке Банка России, с учетом значительного роста процентных ставок для конечных заемщиков и охлаждения кредитной активности достигнутая жесткость денежно-кредитных условий формирует необходимые предпосылки для возобновления процесса дезинфляции и возвращения инфляции к цели, несмотря на повышенный текущий рост цен и высокий внутренний спрос. Банк России будет оценивать целесообразность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании с учетом дальнейшей динамики кредитования и инфляции. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 4,0% в 2026 году и будет находиться на цели в дальнейшем.
Новости законодательства